Советы для учителя
Цель – самостоятельность
• Самая важная цель для слепого или слабовидящего ученика – стать компетентным, самодостаточным и самостоятельным человеком.
• Незрячему или слабовидящему ученику нужны все те же самые знания, умения и опыт, что и зрячему.
• Ему нужно знать всё то же самое, что и остальным, для того, чтобы быть готовым к будущей жизни – поступлению в ВУЗ, созданию собственной семьи, овладению профессией и т.д.
• Там, где обыкновенные дети пользуются своим зрением, слепой ребёнок будет пользоваться другими органами чувств.
Базовые умения незрячего ученика
• Знать, на ком концентрировать внимание во время урока.
• Знать, какого поведения ожидает учитель от учеников.
• Быстро реагировать на указания и вопросы учителя.
• Знать, как именно реагировать: например, поворачиваться лицом к учителю, поднимать руку, знать, когда надо опустить руку, когда можно отвечать хором, а когда индивидуально, и т.д.
• Понимать выражения школьного обихода, значение которых неочевидно для незрячего.
Например, в разговорном языке на вопрос «Кто?» обычно отвечают, называя имя человека. В классе, когда учитель спрашивает: «Кто знает, сколько будет 5+2?», это значит «подними руку, если ты это знаешь».
Если учитель спрашивает: «Сколько человек сделали одну ошибку в тесте?», это означает, что нужно поднять руку, если ты сделал одну ошибку.
Если учитель называет ученика по имени, это значит, что тот должен встать или выйти к доске и ответить на вопрос вслух.
• Понимать, когда и куда нужно идти.
• Подстраиваться под темп занятия.
• Знать, чем заняты остальные дети в классе.
• Понимать, что означает деятельность вокруг.
• Уметь включаться в урок.
• Со временем научиться всем этим вещам.
Особые умения незрячих
• Читать и писать по Брайлю - это эквивалент чтения и письма обычным шрифтом.
• Ходить с тростью необходимо для того, чтобы быть самостоятельным.
• Осматривать вещи руками. Слепой ребёнок получает информацию при помощи рук, так же, как зрячий - при помощи глаз.
• Совершать различные действия при помощи осязания, а не зрения.
• Обследовать помещение для того, чтобы создать мысленную карту-образ и понять, где расположены вещи в нём.
• Развивать и использовать другие органы чувств («Ммм!.. Пахнет так, как будто кто-то только что вымыл полы. И под ногами чуть скользко..»)
• Развивать память и пользоваться ей в различных ситуациях («Помню, учительница говорила, что у Ани длинные густые волосы. Наверное, Аня обрадуется, если я подарю ей на день рождения заколку»)
• Развивать слух, определять направление источника звука и расстояние до него («Олег, по-моему, у тебя карандаш упал. По звуку похоже, что он укатился куда-то к двери - посмотри под стулом Никиты, может, он там лежит»).
• Задавать вопросы для получения нужной информации («Извините, этот автобус поедет в музей с четвёртым классом или в зоопарк с третьим?»)
• Вежливо, но твёрдо отказываться от помощи, когда она не требуется.
Помощь на пути к самостоятельности
• Помощь заключается в том, чтобы научить незрячего ребёнка выполнять задачу самостоятельно, а не делать всё за него.
• Во многих случаях учитель может дать информацию вместо непосредственной помощи - например, объяснить, как найти нужный предмет, вместо того, чтобы просто дать его в руки ребёнку.
• Ребёнок должен быть в состоянии научиться выполнять любую задачу, которая повторяется изо дня в день, например, в столовой открывать упаковку сока и вставлять в него соломинку. Предполагайте изначально, что ребёнок способен научиться.
• Если незрячий ребёнок не делает то же самое, что и другие дети, покажите ему, как нужно это делать. Если у него регулярно что-то не получается, сообщите об этом родителям - вероятно, над этим навыком нужно поработать и дома.
• Понимание необходимости тех особых навыков, которыми должен овладеть незрячий (см. выше) со стороны учителя и уважение к ним будет способствовать их развитию у ребёнка.
• В начальных классах самостоятельное выполнение заданий будет занимать у незрячего ребёнка много времени. Нужно понимать это, но одновременно находить баланс с общим темпом класса.
Проговаривайте вслух
•Называйте детей по имени, когда обращаетесь к ним. Это поможет незрячему ученику лучше ориентироваться в ситуации.
•Описывайте все действия, которые вы показываете классу, например: «Сложите лист бумаги пополам вдоль» вместо «Сложите бумагу вот так».
•Объясняйте все привычные, рутинные действия в классе, например: «Сейчас я раздам работы каждому ученику. Какие вы молодцы, что сидите тихо и ждёте своей очереди». Это позволит незрячему ребёнку понять ситуации, которые он не может увидеть.
•Если в начальных классах вы читаете с детьми книжку с картинками, которые передают часть сюжета, нужно проговаривать содержание этих картинок для незрячего ребёнка.
•Когда вы описываете какие-то объекты, старайтесь называть не только их цвет, но и другие признаки: форму, вес, материал, фактуру, размер, расположение, назначение, количество и т.д.
•Когда вы просите незрячего ребёнка принести вам что-то, описывайте эту вещь и уточняйте, где она находится, например «Принеси прямоугольный контейнер, который стоит на дальнем левом углу стола».
•Объясняйте полностью зрительные ситуации, например: «Сейчас к двери подошла ваша воспитательница Анна Николаевна, она тоже хочет послушать, как вы читаете стихи».
•Не бойтесь использовать слова «смотреть» и «видеть».
Помогите незрячему ребёнку участвовать во всём
•Подумайте, как можно адаптировать игры, упражнения, мероприятия и т.д., чтобы незрячий ребёнок тоже мог принимать в них участие. Не думайте: «А можно ли вообще это сделать?», думайте: «Как это лучше сделать». Не делайте из незрячего ученика наблюдателя - ему необходим такой же (или равнозначный) опыт, который получают его зрячие одноклассники.
•Используйте окружающие звуки, чтобы объяснить, куда нужно идти. Например, незрячий ученик может присоединиться к группе одноклассников, если пойдёт на их голоса; может слушать звуки шагов, чтобы идти со всеми; может подойти по вашей просьбе, ориентируясь на ваш голос; может найти нужное место в классе, если вы похлопаете ладонью по стулу.
•Во время физкультминуток или в спортивном зале показывайте нужные движения на незрячем ребёнке. Другие ученики тоже смогут выучить их, наблюдая за вами. Если у ребёнка есть проблемы с выполнением какого-то движения, сообщите об этом родителям, чтобы они попрактиковались дома.
•Непосредственный опыт обследования предметов вместе с вашими объяснениями сделают опыт ученика более осмысленным и значимым. Например, во время посещения мед.кабинета разрешите ребёнку потрогать весы, ростомер и другие характерные предметы.
•Если на занятии пойдёт речь о вещах, которые обычно нельзя трогать, покажите такой предмет незрячему ребёнку до или после занятия.
•Когда незрячий ребёнок обследует какой-то объект, следует давать ему указания «смотреть двумя руками» или «использовать обе руки», потому что прикосновение к предмету только одной рукой или несколькими пальцами не даёт практически никакой информации.
•Помогите незрячему ребёнку приемлемым образом участвовать в играх других детей или играть самому.
•Напоминайте незрячему ребёнку, что он должен поворачиваться лицом к человеку, с которым разговаривает.
•Научите незрячего школьника поворачиваться в правильном направлении в различных ситуациях. Поправляйте его так же, как и его зрячих одноклассников, когда они отвернулись от доски.
•Если есть необходимость, напоминайте незрячему ребёнку о том, что нужно держать голову прямо.
•Если есть необходимость, напоминайте незрячему ребёнку о том, что нужно сидеть и стоять прямо.
•Если есть необходимость, напоминайте незрячему ребёнку о том, что нельзя давить на глаза, раскачиваться и совершать другие навязчивые движения.
Работа в классе
•Для выполнения письменных работ текст задания или учебник должен лежать на парте незрячего ученика в верхнем левом углу, а в верхнем правом - прибор для письма, на нем - тетрадь и грифель. Лучше, если грифель будет находиться при этом в маленьком кошелечке или мешочке, чтобы он не потерялся или ребенок не укололся бы им.
•Если на уроке будут использоваться какие-то наглядные пособия, счётный материал и т.д., положите их в небольшую коробку или на поднос с бортиками, чтобы они не падали с парты.
•Помогите ребёнку организовать своё рабочее место; пусть перед ним на парте будет свободное пространство, а все учебные принадлежности лежат на постоянных местах.
•На уроках рисования незрячий ребёнок может использовать специальный прибор для рисования и пластиковую плёнку.
•Можно использовать декоративные контуры для текстиля и керамики, клей ПВА для того, чтобы создавать выпуклые линейные изображения.
•Для изображения геометрических фигур можно использовать ковролин, пробковое полотно, фетр и т.д.
Незрячий ребёнок в классе:
1.Можно говорить незрячему ребёнку слова «смотреть» и «видеть». Даже зрячие люди используют слово «посмотри» относительно других органов чувств. Незрячие и слабовидящие люди по-другому смотрят на вещи, в данном случае слово «смотреть» означает восприятие вообще, необязательно с помощью органа зрения.
2.Презентации могут быть доступны для незрячих и слабовидящих учеников при условии проговаривания вслух содержания каждого слайда. Проговаривайте всё, что вы пишете на доске и все иллюстрации, которые содержатся в презентации. Дайте незрячему ученику время, чтобы обследовать адаптированные тактильные материалы. Избегайте таких фраз, как «вон там», указывая на предметы - ученик не увидит вашего жеста. Вместо этого давайте чёткие пространственные указания, называя стороны с точки зрения ребёнка. Помните, что, когда вы стоите лицом к ученику, левая и правая стороны для него противоположны вашим.
3.Если у вас в классе незрячий или слабовидящий ребенок учится вместе с нормально видящими детьми, то посадите его за первую парту, чтобы быть уверенным в том, что он хорошо слышит все объяснения.
4.Подготовка и печать учебных материалов по Брайлю занимает очень много времени, поэтому их необходимо готовить или заказывать заранее.
5.Раздаточный материал, особенно включающий иллюстрации или диаграммы, требует значительного времени для перевода в брайлевский формат и адаптации для незрячего ученика. Следует готовить и предоставлять такие материалы для печати по брайлю по меньшей мере за две недели, желательно в электронном виде.
6.Требуйте от незрячего ученика выполнения тех же заданий, что и от остальных учащихся. Работа может занять у него больше времени в связи с использованием альтернативной системы чтения и письма. В среднем для выполнения работы по брайлю требуется примерно в два раза больше времени, чем для выполнения такой же работы плоским шрифтом. В связи с ограниченным временем на уроке время от времени иногда необходимо уменьшить количество примеров, задач или упражнений для конкретной классной или домашней работы. Делать это можно в том случае, если учащийся показывает достаточное понимание материала и уровень развития навыков. И помните: все ученики, и зрячие, и незрячие, учатся в своём темпе. Он различен у всех людей.
7.Самостоятельность незрячего ребёнка - это задача первостепенной важности! Будьте терпеливы. Наблюдайте за учеником и поощряйте его в самостоятельном решении проблем. Ждите, пока он сам не попросит о помощи. Предоставляйте ему минимально необходимую помощь, чтобы формировать уверенность в себе и самостоятельность.
8.Не оставляйте в классе приоткрытых дверей и выдвинутых стульев. Следует либо поддерживать постоянный порядок в расстановке мебели, либо сообщать об изменениях незрячему ученику и/или вовлекать его в перестановку.
9.Обращайтесь ко всем ученикам по имени, так, чтобы незрячий ребёнок научился ассоциировать имена с голосами одноклассников. Также всегда обращайтесь к нему по имени, чтобы он знал, что с ним разговаривают.
10.Поощряйте у незрячего ученика правильную позу, осанку и следование правилам этикета. Не допускайте навязчивых движений! Это будет способствовать его физическому и эмоциональному здоровью, а также достижения им максимального социального и карьерного потенциала.
11.Всегда обращайтесь с незрячим учеником так же, как и со зрячими одноклассниками (и сами будьте примером для его одноклассников). Это включает вопросы дисциплины, поощрений, а также посещение кружков, экскурсий и возможности выполнять роль лидера в группе.
12.Давайте незрячему ученику возможности не только принимать помощь, но и в равной степени помогать другим.
13.Пожалуйста, не считайте, что, если ученик не видит и использует другие средства обучения, то он не способен хорошо учиться. Позвольте ему проявить свои сильные стороны.
Цель – самостоятельность
• Самая важная цель для слепого или слабовидящего ученика – стать компетентным, самодостаточным и самостоятельным человеком.
• Незрячему или слабовидящему ученику нужны все те же самые знания, умения и опыт, что и зрячему.
• Ему нужно знать всё то же самое, что и остальным, для того, чтобы быть готовым к будущей жизни – поступлению в ВУЗ, созданию собственной семьи, овладению профессией и т.д.
• Там, где обыкновенные дети пользуются своим зрением, слепой ребёнок будет пользоваться другими органами чувств.
Базовые умения незрячего ученика
• Знать, на ком концентрировать внимание во время урока.
• Знать, какого поведения ожидает учитель от учеников.
• Быстро реагировать на указания и вопросы учителя.
• Знать, как именно реагировать: например, поворачиваться лицом к учителю, поднимать руку, знать, когда надо опустить руку, когда можно отвечать хором, а когда индивидуально, и т.д.
• Понимать выражения школьного обихода, значение которых неочевидно для незрячего.
Например, в разговорном языке на вопрос «Кто?» обычно отвечают, называя имя человека. В классе, когда учитель спрашивает: «Кто знает, сколько будет 5+2?», это значит «подними руку, если ты это знаешь».
Если учитель спрашивает: «Сколько человек сделали одну ошибку в тесте?», это означает, что нужно поднять руку, если ты сделал одну ошибку.
Если учитель называет ученика по имени, это значит, что тот должен встать или выйти к доске и ответить на вопрос вслух.
• Понимать, когда и куда нужно идти.
• Подстраиваться под темп занятия.
• Знать, чем заняты остальные дети в классе.
• Понимать, что означает деятельность вокруг.
• Уметь включаться в урок.
• Со временем научиться всем этим вещам.
Особые умения незрячих
• Читать и писать по Брайлю - это эквивалент чтения и письма обычным шрифтом.
• Ходить с тростью необходимо для того, чтобы быть самостоятельным.
• Осматривать вещи руками. Слепой ребёнок получает информацию при помощи рук, так же, как зрячий - при помощи глаз.
• Совершать различные действия при помощи осязания, а не зрения.
• Обследовать помещение для того, чтобы создать мысленную карту-образ и понять, где расположены вещи в нём.
• Развивать и использовать другие органы чувств («Ммм!.. Пахнет так, как будто кто-то только что вымыл полы. И под ногами чуть скользко..»)
• Развивать память и пользоваться ей в различных ситуациях («Помню, учительница говорила, что у Ани длинные густые волосы. Наверное, Аня обрадуется, если я подарю ей на день рождения заколку»)
• Развивать слух, определять направление источника звука и расстояние до него («Олег, по-моему, у тебя карандаш упал. По звуку похоже, что он укатился куда-то к двери - посмотри под стулом Никиты, может, он там лежит»).
• Задавать вопросы для получения нужной информации («Извините, этот автобус поедет в музей с четвёртым классом или в зоопарк с третьим?»)
• Вежливо, но твёрдо отказываться от помощи, когда она не требуется.
Помощь на пути к самостоятельности
• Помощь заключается в том, чтобы научить незрячего ребёнка выполнять задачу самостоятельно, а не делать всё за него.
• Во многих случаях учитель может дать информацию вместо непосредственной помощи - например, объяснить, как найти нужный предмет, вместо того, чтобы просто дать его в руки ребёнку.
• Ребёнок должен быть в состоянии научиться выполнять любую задачу, которая повторяется изо дня в день, например, в столовой открывать упаковку сока и вставлять в него соломинку. Предполагайте изначально, что ребёнок способен научиться.
• Если незрячий ребёнок не делает то же самое, что и другие дети, покажите ему, как нужно это делать. Если у него регулярно что-то не получается, сообщите об этом родителям - вероятно, над этим навыком нужно поработать и дома.
• Понимание необходимости тех особых навыков, которыми должен овладеть незрячий (см. выше) со стороны учителя и уважение к ним будет способствовать их развитию у ребёнка.
• В начальных классах самостоятельное выполнение заданий будет занимать у незрячего ребёнка много времени. Нужно понимать это, но одновременно находить баланс с общим темпом класса.
Проговаривайте вслух
•Называйте детей по имени, когда обращаетесь к ним. Это поможет незрячему ученику лучше ориентироваться в ситуации.
•Описывайте все действия, которые вы показываете классу, например: «Сложите лист бумаги пополам вдоль» вместо «Сложите бумагу вот так».
•Объясняйте все привычные, рутинные действия в классе, например: «Сейчас я раздам работы каждому ученику. Какие вы молодцы, что сидите тихо и ждёте своей очереди». Это позволит незрячему ребёнку понять ситуации, которые он не может увидеть.
•Если в начальных классах вы читаете с детьми книжку с картинками, которые передают часть сюжета, нужно проговаривать содержание этих картинок для незрячего ребёнка.
•Когда вы описываете какие-то объекты, старайтесь называть не только их цвет, но и другие признаки: форму, вес, материал, фактуру, размер, расположение, назначение, количество и т.д.
•Когда вы просите незрячего ребёнка принести вам что-то, описывайте эту вещь и уточняйте, где она находится, например «Принеси прямоугольный контейнер, который стоит на дальнем левом углу стола».
•Объясняйте полностью зрительные ситуации, например: «Сейчас к двери подошла ваша воспитательница Анна Николаевна, она тоже хочет послушать, как вы читаете стихи».
•Не бойтесь использовать слова «смотреть» и «видеть».
Помогите незрячему ребёнку участвовать во всём
•Подумайте, как можно адаптировать игры, упражнения, мероприятия и т.д., чтобы незрячий ребёнок тоже мог принимать в них участие. Не думайте: «А можно ли вообще это сделать?», думайте: «Как это лучше сделать». Не делайте из незрячего ученика наблюдателя - ему необходим такой же (или равнозначный) опыт, который получают его зрячие одноклассники.
•Используйте окружающие звуки, чтобы объяснить, куда нужно идти. Например, незрячий ученик может присоединиться к группе одноклассников, если пойдёт на их голоса; может слушать звуки шагов, чтобы идти со всеми; может подойти по вашей просьбе, ориентируясь на ваш голос; может найти нужное место в классе, если вы похлопаете ладонью по стулу.
•Во время физкультминуток или в спортивном зале показывайте нужные движения на незрячем ребёнке. Другие ученики тоже смогут выучить их, наблюдая за вами. Если у ребёнка есть проблемы с выполнением какого-то движения, сообщите об этом родителям, чтобы они попрактиковались дома.
•Непосредственный опыт обследования предметов вместе с вашими объяснениями сделают опыт ученика более осмысленным и значимым. Например, во время посещения мед.кабинета разрешите ребёнку потрогать весы, ростомер и другие характерные предметы.
•Если на занятии пойдёт речь о вещах, которые обычно нельзя трогать, покажите такой предмет незрячему ребёнку до или после занятия.
•Когда незрячий ребёнок обследует какой-то объект, следует давать ему указания «смотреть двумя руками» или «использовать обе руки», потому что прикосновение к предмету только одной рукой или несколькими пальцами не даёт практически никакой информации.
•Помогите незрячему ребёнку приемлемым образом участвовать в играх других детей или играть самому.
•Напоминайте незрячему ребёнку, что он должен поворачиваться лицом к человеку, с которым разговаривает.
•Научите незрячего школьника поворачиваться в правильном направлении в различных ситуациях. Поправляйте его так же, как и его зрячих одноклассников, когда они отвернулись от доски.
•Если есть необходимость, напоминайте незрячему ребёнку о том, что нужно держать голову прямо.
•Если есть необходимость, напоминайте незрячему ребёнку о том, что нужно сидеть и стоять прямо.
•Если есть необходимость, напоминайте незрячему ребёнку о том, что нельзя давить на глаза, раскачиваться и совершать другие навязчивые движения.
Работа в классе
•Для выполнения письменных работ текст задания или учебник должен лежать на парте незрячего ученика в верхнем левом углу, а в верхнем правом - прибор для письма, на нем - тетрадь и грифель. Лучше, если грифель будет находиться при этом в маленьком кошелечке или мешочке, чтобы он не потерялся или ребенок не укололся бы им.
•Если на уроке будут использоваться какие-то наглядные пособия, счётный материал и т.д., положите их в небольшую коробку или на поднос с бортиками, чтобы они не падали с парты.
•Помогите ребёнку организовать своё рабочее место; пусть перед ним на парте будет свободное пространство, а все учебные принадлежности лежат на постоянных местах.
•На уроках рисования незрячий ребёнок может использовать специальный прибор для рисования и пластиковую плёнку.
•Можно использовать декоративные контуры для текстиля и керамики, клей ПВА для того, чтобы создавать выпуклые линейные изображения.
•Для изображения геометрических фигур можно использовать ковролин, пробковое полотно, фетр и т.д.
Незрячий ребёнок в классе:
1.Можно говорить незрячему ребёнку слова «смотреть» и «видеть». Даже зрячие люди используют слово «посмотри» относительно других органов чувств. Незрячие и слабовидящие люди по-другому смотрят на вещи, в данном случае слово «смотреть» означает восприятие вообще, необязательно с помощью органа зрения.
2.Презентации могут быть доступны для незрячих и слабовидящих учеников при условии проговаривания вслух содержания каждого слайда. Проговаривайте всё, что вы пишете на доске и все иллюстрации, которые содержатся в презентации. Дайте незрячему ученику время, чтобы обследовать адаптированные тактильные материалы. Избегайте таких фраз, как «вон там», указывая на предметы - ученик не увидит вашего жеста. Вместо этого давайте чёткие пространственные указания, называя стороны с точки зрения ребёнка. Помните, что, когда вы стоите лицом к ученику, левая и правая стороны для него противоположны вашим.
3.Если у вас в классе незрячий или слабовидящий ребенок учится вместе с нормально видящими детьми, то посадите его за первую парту, чтобы быть уверенным в том, что он хорошо слышит все объяснения.
4.Подготовка и печать учебных материалов по Брайлю занимает очень много времени, поэтому их необходимо готовить или заказывать заранее.
5.Раздаточный материал, особенно включающий иллюстрации или диаграммы, требует значительного времени для перевода в брайлевский формат и адаптации для незрячего ученика. Следует готовить и предоставлять такие материалы для печати по брайлю по меньшей мере за две недели, желательно в электронном виде.
6.Требуйте от незрячего ученика выполнения тех же заданий, что и от остальных учащихся. Работа может занять у него больше времени в связи с использованием альтернативной системы чтения и письма. В среднем для выполнения работы по брайлю требуется примерно в два раза больше времени, чем для выполнения такой же работы плоским шрифтом. В связи с ограниченным временем на уроке время от времени иногда необходимо уменьшить количество примеров, задач или упражнений для конкретной классной или домашней работы. Делать это можно в том случае, если учащийся показывает достаточное понимание материала и уровень развития навыков. И помните: все ученики, и зрячие, и незрячие, учатся в своём темпе. Он различен у всех людей.
7.Самостоятельность незрячего ребёнка - это задача первостепенной важности! Будьте терпеливы. Наблюдайте за учеником и поощряйте его в самостоятельном решении проблем. Ждите, пока он сам не попросит о помощи. Предоставляйте ему минимально необходимую помощь, чтобы формировать уверенность в себе и самостоятельность.
8.Не оставляйте в классе приоткрытых дверей и выдвинутых стульев. Следует либо поддерживать постоянный порядок в расстановке мебели, либо сообщать об изменениях незрячему ученику и/или вовлекать его в перестановку.
9.Обращайтесь ко всем ученикам по имени, так, чтобы незрячий ребёнок научился ассоциировать имена с голосами одноклассников. Также всегда обращайтесь к нему по имени, чтобы он знал, что с ним разговаривают.
10.Поощряйте у незрячего ученика правильную позу, осанку и следование правилам этикета. Не допускайте навязчивых движений! Это будет способствовать его физическому и эмоциональному здоровью, а также достижения им максимального социального и карьерного потенциала.
11.Всегда обращайтесь с незрячим учеником так же, как и со зрячими одноклассниками (и сами будьте примером для его одноклассников). Это включает вопросы дисциплины, поощрений, а также посещение кружков, экскурсий и возможности выполнять роль лидера в группе.
12.Давайте незрячему ученику возможности не только принимать помощь, но и в равной степени помогать другим.
13.Пожалуйста, не считайте, что, если ученик не видит и использует другие средства обучения, то он не способен хорошо учиться. Позвольте ему проявить свои сильные стороны.