Инклюзивная школа: если в классе учится ребёнок с нарушениями зрения.
Как сделать обучение эффективным
Поскольку через зрение человек получает до 90% информации о мире, любые проблемы со визуальным восприятием влияют на его развитие, социализацию, двигательную активность. По данным Министерства здравоохранения РФ за 2018 год, в России около 18 тысяч детей с пониженным зрением. Для них открывают специальные школы, но часть учится в обычных. Как учителю построить работу, если в обычном классе начал обучение такой ребёнок?
Как видит мир ребёнок с нарушениями зрения
Когда говорят про зрительные проблемы, обычно имеют в виду снижение остроты зрения. Однако особенности детей с нарушением зрения могут быть различными. Иногда ослабление зрительной функции проявляется в виде выпадения периферического или центрального поля зрения, сложностей с адаптаций глаза в условиях пониженного освещения, затруднённого восприятия цвета. От специфики проблемы зависит то, как дети с нарушением зрения воспринимают окружающий мир.
На что влияют проблемы со зрением
Нарушение зрительной функции может повлечь за собой проблемы в разных областях. Обычно особенности детей с нарушения зрения выглядят так:
Обучение детей с нарушением зрения: как организовать процесс
«Если ученик с нарушением зрения приходит в класс, лучше заранее обсудить с родителями его зрительные возможности, – рекомендует учитель-дефектолог Марта Любимова. – Уточните, с какого расстояния он может видеть то, что написано на доске ( это вполне может быть и 20-30 сантиметров), какой размера шрифт способен читать, видит ли только один глаз или оба, имеются ли выпадение полей зрения».
1. Перед тем, как ученик придёт в класс, проведите беседу с другими ребятами, расскажите о новичке и трудностях, с которыми он может столкнуться. Можно договориться, кто в первое время будет помогать слабовидящему ученику ориентироваться в школе, в столовой, в спортивном зале.
2. Если нет рекомендаций от офтальмолога, то при выборе места для ученика руководствуйтесь следующим правилом: доска и учитель должны быть у ребёнка со стороны глаза, который лучше видит, подойдёт первая или вторая парта.
3. Совместно с ребёнком подберите подходящий шрифт: для этого покажите ему тексты, напечатанные шрифтом Arial и Verdana от 14 до 20 пунктов на листе А4. Предложите прочитать написанное и выбрать комфортный вариант. Обратите внимание на то, как близко к глазам ребёнок подносит текст, на скорость чтения и количество ошибок.
4. Наиболее удобный размер шрифта используйте в дальнейшем при подготовке раздаточного материала для слабовидящего ребёнка. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ дублируйте задание на индивидуальных карточках – это важно для того, чтобы обучение детей с нарушением зрения было эффективным.
5. Если ученик подносит текст, напечатанный шрифтом более 20 пунктов, к глазам ближе, чем на 10 сантиметров, лучше проконсультироваться с тифлопедагогом и офтальмологом по поводу параллельного обучения ребёнка чтению и письму по системе Брайля. Компьютером можно пользоваться с помощью специальных программ экранного доступа (озвучивающие программы).
6. При работе с доской убедитесь, что на ней не осталось старых записей, следите, чтобы не было бликов, пишите чётче и крупнее, используйте контрастный мел – белый или жёлтый на зелёной/коричневой доске.
7. Проговаривайте вслух всё, что пишете. Перед тем как стереть информацию с доски, убедитесь, что все успели прочитать.
8. По предварительной договоренности разрешайте ученику подходить к доске, если он не может рассмотреть написанное со своего места, давайте ему больше времени на выполнение задания.
9. На уроке обращайтесь к ученику по имени, так как он может не видеть направления вашего взгляда. Старайтесь не стоять против света, невербальные жесты сопровождайте словами, не бойтесь использовать слова «смотреть», «видеть».
10. Если в классе поменялась расстановка мебели, предупредите об этом ученика. Дети с нарушением зрения не всегда могут самостоятельно сориентироваться.
11. Хорошо, когда слабовидящие дети проявляют физическую активность. Привлекайте их к играм, занятиям спортом. Но помните, что из-за низкого зрения и нарушения бинокулярности (способность чётко видеть предмет двумя глазами) могут возникнуть трудности, особенно во время игры с мячом. Об этом нужно предупредить учителя физкультуры.
Подробнее о том, как взаимодействовать с ребёнком с нарушением зрения и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс. Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий.
Как сделать обучение эффективным
Поскольку через зрение человек получает до 90% информации о мире, любые проблемы со визуальным восприятием влияют на его развитие, социализацию, двигательную активность. По данным Министерства здравоохранения РФ за 2018 год, в России около 18 тысяч детей с пониженным зрением. Для них открывают специальные школы, но часть учится в обычных. Как учителю построить работу, если в обычном классе начал обучение такой ребёнок?
Как видит мир ребёнок с нарушениями зрения
Когда говорят про зрительные проблемы, обычно имеют в виду снижение остроты зрения. Однако особенности детей с нарушением зрения могут быть различными. Иногда ослабление зрительной функции проявляется в виде выпадения периферического или центрального поля зрения, сложностей с адаптаций глаза в условиях пониженного освещения, затруднённого восприятия цвета. От специфики проблемы зависит то, как дети с нарушением зрения воспринимают окружающий мир.
На что влияют проблемы со зрением
Нарушение зрительной функции может повлечь за собой проблемы в разных областях. Обычно особенности детей с нарушения зрения выглядят так:
- Снижение скорости и точности восприятия: дети с нарушением зрения воспринимают картинку вокруг фрагментами, искажённо, им бывает сложно опознать предметы, определить цвет, форму, размер и положение в пространстве, понять, как они связаны друг с другом.
- Задержка при формировании образного мышления, также страдает понимание предметного значения слов и грамматических категорий. Слабовидящие дети зачастую не могут обозначить признаки предмета, описать свои впечатления, поскольку в их зрительной памяти нет чёткого образа.
- Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Что затрудняет обучение детей с нарушением зрения.
- Плохая ориентация в пространстве и сложности с координацией движения. Если пространство вокруг небезопасно, слабовидящие дети могут стать малоподвижными, в итоге замедляется физическое развитие.
- Низкий уровень развития зрительно-моторной координации затрудняет освоение навыков письма и чтения; также дети с нарушением зрения с трудом запоминают и различают похожие буквы.
- Трудности с распознанием мимики других людей, и как результат с выражением собственных эмоций. Из-за этого могут возникать проблемы в общении, ребёнку сложно социализироваться.
Обучение детей с нарушением зрения: как организовать процесс
«Если ученик с нарушением зрения приходит в класс, лучше заранее обсудить с родителями его зрительные возможности, – рекомендует учитель-дефектолог Марта Любимова. – Уточните, с какого расстояния он может видеть то, что написано на доске ( это вполне может быть и 20-30 сантиметров), какой размера шрифт способен читать, видит ли только один глаз или оба, имеются ли выпадение полей зрения».
1. Перед тем, как ученик придёт в класс, проведите беседу с другими ребятами, расскажите о новичке и трудностях, с которыми он может столкнуться. Можно договориться, кто в первое время будет помогать слабовидящему ученику ориентироваться в школе, в столовой, в спортивном зале.
2. Если нет рекомендаций от офтальмолога, то при выборе места для ученика руководствуйтесь следующим правилом: доска и учитель должны быть у ребёнка со стороны глаза, который лучше видит, подойдёт первая или вторая парта.
3. Совместно с ребёнком подберите подходящий шрифт: для этого покажите ему тексты, напечатанные шрифтом Arial и Verdana от 14 до 20 пунктов на листе А4. Предложите прочитать написанное и выбрать комфортный вариант. Обратите внимание на то, как близко к глазам ребёнок подносит текст, на скорость чтения и количество ошибок.
4. Наиболее удобный размер шрифта используйте в дальнейшем при подготовке раздаточного материала для слабовидящего ребёнка. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ дублируйте задание на индивидуальных карточках – это важно для того, чтобы обучение детей с нарушением зрения было эффективным.
5. Если ученик подносит текст, напечатанный шрифтом более 20 пунктов, к глазам ближе, чем на 10 сантиметров, лучше проконсультироваться с тифлопедагогом и офтальмологом по поводу параллельного обучения ребёнка чтению и письму по системе Брайля. Компьютером можно пользоваться с помощью специальных программ экранного доступа (озвучивающие программы).
6. При работе с доской убедитесь, что на ней не осталось старых записей, следите, чтобы не было бликов, пишите чётче и крупнее, используйте контрастный мел – белый или жёлтый на зелёной/коричневой доске.
7. Проговаривайте вслух всё, что пишете. Перед тем как стереть информацию с доски, убедитесь, что все успели прочитать.
8. По предварительной договоренности разрешайте ученику подходить к доске, если он не может рассмотреть написанное со своего места, давайте ему больше времени на выполнение задания.
9. На уроке обращайтесь к ученику по имени, так как он может не видеть направления вашего взгляда. Старайтесь не стоять против света, невербальные жесты сопровождайте словами, не бойтесь использовать слова «смотреть», «видеть».
10. Если в классе поменялась расстановка мебели, предупредите об этом ученика. Дети с нарушением зрения не всегда могут самостоятельно сориентироваться.
11. Хорошо, когда слабовидящие дети проявляют физическую активность. Привлекайте их к играм, занятиям спортом. Но помните, что из-за низкого зрения и нарушения бинокулярности (способность чётко видеть предмет двумя глазами) могут возникнуть трудности, особенно во время игры с мячом. Об этом нужно предупредить учителя физкультуры.
Подробнее о том, как взаимодействовать с ребёнком с нарушением зрения и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс. Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий.