Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений. Но к чувствам необходимо относиться с уважением - ведь они оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь. Особенно велика роль развития сенсорных чувств (осязания, слуха, вкуса, обоняния) у детей с нарушением зрения, так как с их помощью формируются зрительные восприятия и представления, эмоциональные переживания.
Обоняние
Каждому веществу присущ свой, характерный только для этого вещества, вкус, запах. Поэтому обонятельные ощущения приобретают для слепых сигнальное значение и несут им информацию о наличии в окружающем пространстве тех или иных веществ, предметов, объектов. По запахам они определяют виды продуктов и их качество, готовность продуктов при варке; по запаху определяют духи и косметические средства; по запахам различают некоторые лекарства. Ориентируясь в городе, незрячие люди по запаху определяют различные магазины (хлебобулочные, кондитерские, обувные, парфюмерные), парикмахерские. По запаху выхлопных газов могут почувствовать стоящий автомобиль; по запахам цветущих растений и деревьев - парк или сквер. Несомненно, что слепым приходится пользоваться обонянием чаще, чем зрячим, поэтому развитие обоняния приобретает важное значение для жизни незрячего:
Упражнения которые способствуют развитию обоняния:
1.Обсудите с ребенком, что такое нос, ноздри и дыхание. Проведите упражнения с дыханием через нос, рот, каждую из ноздрей. Предложите ребенку ладонью почувствовать выдыхаемый воздух.
2.Поговорите о запахах – любимых и нелюбимых. Проведите эксперименты с запахами – цветочными, фруктовыми, сладкими, острыми. В различные емкости поместите вещества с характерными запахами – это могут быть духи, банан, шалфей, яблоко, шоколад, ванилин, мыло, лепестки цветка, лук, почки сосны, уксус, кофе, апельсиновая кожура, тальк, лимонный экстракт, сельдерей, древесная стружка, мята и т.п. Определите, различают ли дети запахи. Поговорите о тех запахах, которые им нравятся или не нравятся, о воспоминаниях, которые они пробуждают.
3.Попросите ребенка рассказать, как изменится жизнь, если совсем не чувствовать запахов (как при простуде, когда заложен нос). Пусть попробуют назвать десять предметов, не имеющих никакого запаха.
4.Совершите прогулку по дому или по улице и обсудите запахи.