Статьи

История тифлотехники (2)

Начало новой эпохи в области тифлотехники положил первоучитель слепых Валентин Гаюи (1745-1822), который был широко образованным и прогрессивно мыслящим человеком. Использовав опыт известных ему современников Парадиз, Саундерсона, он взял для обучения одного слепого нищего, который скоро овладел приёмами письма, чтения и счёта, а также научился выполнять некоторые ручные профессиональные работы. Гаюи пришёл к выводу, что не только особо одарённые слепые могут овладеть грамотой и ремёслами.
В 1784 г. учёный основал школу для слепых в Париже на благотворительных началах. В ней он обучил группу слепых чтению по рельефным буквам, письму, арифметике и сообщил начальные сведения по истории и географии. Этим он положил начало систематическому обучению слепых общеобразовательным наукам.
В 1805 г. Гаюи был приглашён в Россию, где в 1807 г. открыл школу для слепых под громким названием " Институт слепых". 
Не получив необходимой поддержки со стороны царского просветительства, Гаюи в 1817 г. покинул Россию, и открытый институт вскоре был ликвидирован. Та же участь постигла и школу слепых в Париже.

Однако прогрессивные педагоги многих стран последовали его примеру и к середине XIX века во всех передовых странах Европы и в США, были учреждены школы, которые как и тогда назывались институтами слепых. В них обучали элементарной грамоте и прививали навыки ручного труда, главным образом, вязания из шнуров и ниток, плетения из лозы и камыша. Данный труд не требовал специальных затрат, и слепые управлялись теми же приспособлениями, что и зрячие, но обучение требовало того, чтобы всё, чем зрячие овладели посредством зрения, было превращено в рельеф, воспринимаемый осязанием.

Гаюи придумал также способ печатать рельефные буквы ( они имели вид слегка упрощённых в очертаниях обычных латинских букв), цифры, построил прибор для письма слепых по-зрячему; соорудил первый рельефный глобус и впервые применил простейшее клише, посредством которого печатал для свои учеников рельефные географические карты. Это был систематизированный набор тифлотехнических приспособлений, предназначенный для массового употребления с разработанной методикой их применения. Это была первая техника школьного обучения слепых - тифлопедагогическая техника.
Made on
Tilda