Статьи

Как использовать остаточное зрение. Советы родителям

Слепой ребёнок… Что представляют себе окружающие, когда слышат эти слова? Скорее всего, беспомощного и абсолютно ничего не видящего человека. Но мы-то с вами знаем, что это не так.

У слепого может быть сохранены светоощущение, цветоощущение, остаточное (предметное) зрение (в пределах 0,01–0,04) или даже тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В любом случае, даже эти крохи ребёнку надо обязательно научиться применять в жизни.

Мы хотим дать вам несколько советов, как можно эффективно использовать остаточное зрение, даже самое небольшое. Наша статья основана на личном опыте замечательного тифлопедагога Венеры Закировны Денискиной, заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «ИКП РАО». Она сама — инвалид по зрению, поэтому особенно обращает внимание на интересные детали, которые помогают незрячим ориентироваться в окружающем мире.

1. Родителям важно знать не только степень нарушения зрения у ребёнка, но и особенности его поля зрения.

Обращайте внимание на то, как смотрит ваш ребёнок: левой частью глаза или правой? Выясните, сохранно ли поле зрения и какая его часть: центральная, боковая, верхняя или нижняя? Для этого обратите внимание, например, замечает ли ваш ребёнок предметы (ориентиры), которые находятся сверху: лампы, фонари, светящиеся окна домов. При сохранном поле зрения в верхних половинках глаз он должен их видеть. А обращает ли ваш ребёнок внимание на ориентиры на полу или земле: отблески от ламп, направляющие линии в метро или в школе? При сохранном поле зрения в нижней части глаз ребёнок увидит их.

В.З. Денискина в своей статье «Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение» (ж. «Дефектология». – 2011. - №5. - С. 56-64.) приводит такой пример:

«…У моего знакомого поле зрения деформировано таким образом, что светоощущение имеется только в верхних половинках поля зрения обоих глаз. Однажды он мне по ходу нашего передвижения объяснял особенности маршрута, который я хотела запомнить. Спускаемся в метро по эскалатору. Сойдя с него, он говорит: «Теперь отсчитаем три люстры и повернем налево, пройдём как раз между колоннами к третьему вагону. Он-то нам и нужен».

Я в недоумении: «На этой станции есть большие люстры?» Прогибаюсь сильно назад и замечаю: «Действительно так! А я никогда и не знала, какими светильниками освещается эта станция».

Дело в том, что я вижу значительно лучше своего знакомого, так как по остроте зрения отношусь к группе слепых с остаточным форменным или предметным зрением: на одном глазу в очках острота моего зрения при хорошем освещении составляет 0.04 (4%). Но вот предметы-то у меня видит только центральная часть глаза (так называемое трубчатое зрение), поэтому, вполне понимая, что станция освещается какими–то светильниками, я не знала о люстрах…»



2. Если у ребёнка сохранено светоощущение или предметное зрение, обращайте его внимание на расположение окон, учите его искать окна и самые светлые предметы в новом помещении и ориентироваться относительно них. Например, так он может находить свой стол, который находится напротив окна или светлого шкафа, определять положение шкафов с посудой на кухне. В той же статье Венера Закировна приводит такой пример:

«…Я стала делиться «секретами» организации мною моего достаточно комфортного пребывания в командировках (т. е. в других неизвестных или малоизвестных мне местах).

Во время этой беседы женщина, которая имеет только светоощущение…, спросила: «А как ты ориентируешься в поездах?»

«Езжу в купейных вагонах, поэтому считаю двери. Это легко. Особенно, когда они оказываются со стороны видящего глаза».

В ответ слышу: «Зачем же так сложно. Напротив каждого купе только одно окно. Окно — это светлое пятно. Я считаю светлые пятна. Если в одну сторону их было 5, то и при возвращении на место надо отсчитать 5. И это пятое светлое пятно будет как раз напротив искомого купе…»

3. Восприятие цвета может быть более точным при переносе взгляда то на освещённое окно, то на предмет.

«Однажды, когда я училась в школе-интернате для слепых детей,— пишет Венера Закировна, — воспитательница нашего класса пришла на работу в новом платье красного цвета такой красоты, что мы (десятиклассницы) в восторге кинулись к ней рассматривать наряд. Стремясь лучше разглядеть его, мы прямо таки потащили ее (воспитательницу) к окну. В этой стайке учениц одна девочка была тотально слепой на один глаз …, а наружной частью другого глаза видела свет. Во время бурного обсуждения цвета платья она несколько раз внимательно смотрела (той самой половинкой глаза, которая видела свет), то на платье, то на окно, и вдруг спросила: «Так это алый цвет?!» С того дня, как она поняла разницу между светом в окне и цветом платья, она ежедневно брала какие-нибудь вещи, приближала их к глазу с наружной его стороны и спрашивала: «А это какой цвет?» Присматривалась подолгу, сравнивала, любила делать это при хорошем освещении. Спустя некоторое время она стала правильно называть цвета, а затем начала использовать цветоразличение при ориентировке в быту и пространстве…».



Вот ещё несколько практических рекомендаций, которые могут вам помочь:

•Если вы вместе идёте на прогулку, надевайте на себя яркую куртку, кофту, жилет или яркую повязку. Тогда ребёнок сможет увидеть вас издалека и будет уверен в том, что в любой момент он вас найдёт.

•Хорошо, если двери в квартире выкрашены в контрастный со стенами или полом цвет. Используйте яркие скатерти, покрывала. Тогда ребёнку будет легче освоить домашнее пространство и ориентироваться в нём.

•Подбирайте игрушки ярких цветов, например, мячик красного или желтого цвета. Цвета лучше выбирать вместе с ребёнком при хорошем освещении. Дайте малышу возможность самому рассмотреть и определить, насколько хорошо он видит тот или иной предмет.

•Если вы куда-то идёте в темное время суток, обращайте внимание ребёнка на светящиеся окна, фонари, которые встречаются на пути. Объясните, что эти ориентиры помогут сохранить, например, правильное направление движения.

•Покажите ребёнку газон и асфальт, научите различать их по цвету. Это нужно делать не один раз, лучше в разные времена года и при разной погоде, потому что цвет и фактура травы и даже асфальта может сильно меняться.

•Очень трудно ориентироваться на белом снегу, поэтому объясните ребёнку, что гораздо легче идти вслед за человеком, который двигается в нужном направлении, если пропустить его вперёд.

•При выборе транспорта постарайтесь выделить существенные детали, что характерны именно для этого транспорта и которые может увидеть ребёнок (например, цвет троллейбуса, светящиеся цифры номера).



В быту используйте сочетание контрастных цветов. Например, наливайте белую жидкость (кефир, молоко) в темную чашку, темную жидкость (чай, кофе) в светлую чашку. То же касается и пищи: макароны будут лучше замены на тёмной тарелке, а горошек - на светлой.

•Скатерть и посуда тоже должны контрастировать друг с другом. Можно использовать контрастные по цвету однотонные салфетки под приборы.

•Заниматься лепкой или аппликацией будет удобнее на контрастной (обычно тёмной) подложке.

Мы дали лишь немного информации о том, как можно использовать остаточное зрение, которое есть у ребёнка. Примеры и личный опыт многих людей показывают, что даже самые незначительные его остатки могут заметно улучшить качество жизни незрячего человека.
Made on
Tilda