Целью коррекции у пациентов со слабовидением является УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ на сетчатке.
Какие типы увеличения используются? Это - относительное увеличение расстоянием – достигается путем приближения объекта; - относительное увеличение размером – здесь используется крупный шрифт; - угловое увеличение – которое достигается с помощью оптических устройств - и проекционное увеличение – реализуется путем проецирования на экран электронного увеличенного изображения.
Выбор устройств при коррекции слабовидения осуществляется индивидуально и эффективность подбора зависит от целого ряда факторов: -- остроты зрения; -- периферических границ и центрального поля зрения ( которое оценивается по сетке Амслера); -- бинокулярных функций; -- контрастной чувствительности; -- мотивации пациента; -- возраста –это очень важный фактор – большинство слабовидящих детей имеют хорошую аккомодацию, обучаются по учебникам с увеличенным шрифтом и в этой связи могут не испытывать нужды в увеличителях. Лица старше 75 лет часто имеют низкую мотивацию и ряд соматических заболеваний, при которых использование увеличителей может быть затруднено. -- также важен анализ социальных факторов ( характер и условия труда, степень адаптации к зрительному дефекту и степень ограничения жизнедеятельности).
Алгоритм обследования.
Всегда начинаем со сбора анамнеза и оценки зрительных потребностей: -- какое заболевание привело к слабовидению -- какие испытывает затруднения -- учится или работает, профессия -- какие средства реабилитации имеет -- пользуется или нет, если не пользуется – то по какой причине -- использует ли очки, какие -- есть ли чувствительность к яркому освещению?
При оценке потребностей необходимо выяснить, какие визуальные задачи особенно важны – способность к письму, чтению, различные хобби, ориентация вдаль. Здесь надо вычленить самые важные задачи для приобретения самостоятельности. И важно понять, насколько возможна поддержка членов семьи.
На первом этапе подбора , после сбора анамнеза, определяется имеющаяся острота зрения вдаль и вблизи и осуществляется попытка подбора очков, исправляющих аметропию. Может быть подобрано 2 пары очков – для постоянного ношения и для выполнения ручных работ со зрительным контролем.
Здесь же, если есть показания, определяется контрастная чувствительность и необходимость применения светофильтров.
Целью этого этапа является улучшение качества изображения на сетчатке путем применения очковой , и в ряде случаев, контактной коррекции.
Целью второго этапа подбора является изменение размеров ретинального изображения за счет использования оптических или электронных устройств.
С этой целью сначала проводится определение необходимого увеличения вдаль и вблизи, а затем выбор и тестирование различных средств реабилитации в соответствии с важнейшими потребностями пациента.
Для компенсации нарушения зрения могут быть использованы:
-- ОПТИЧЕСКИЕ увеличивающие средства ( различные лупы, гиперокуляры, монокуляры, бинокли);
-- ЭЛЕКТРОННЫЕ УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ устройства ( портативные и стационарные электронные видеоувеличители);
-- НЕОПТИЧЕСКИЕ средства ( различные источники дополнительного освещения – они могутбыть представлены в виде небольших ламп или светильников, встроенных в затемненные участки помещения ( в шкаф), подставки для чтения, специальные ортопедические столы, книги с крупным шрифтом, говорящие часы, телефон с крупным шрифтом, термометры, тонометры с речевым выходом и т.д.);
-- ПРОГРАММЫ НА БАЗЕ СМАРТФОНА.
Не существует одного средства реабилитации для всех видов деятельности. То есть человеку под разные задачи нужны разные средства реабилитации.
Типы зрительных задач: -- кратковременная работа на близком расстоянии; -- длительная работа на близком расстоянии; -- короткая нагрузка на дальнем расстоянии; -- длительная работа вдаль; -- работа на среднем расстоянии ( приготовление пищи, уборка, занятие музыкой).